Для любого автовладельца знакома ситуация, когда, проезжая мимо поста ДПС, судорожно начинаешь вспоминать, а взял ли ты с собой права, СТС или они остались дома. Ведь если вести машину при отсутствующих документах, за это грозит, хоть и небольшой, штраф, а в некоторых ситуациях даже эвакуация автомобиля на штраф стоянку.
Уже на протяжении 3-х лет ГИБДД разрабатывает программу по обновлению автомобильных документов и замене бумажных прав и регистрации транспортного средства на электронные. Уже сегодня возможно оформить электронную версию полиса ОСАГО, а также в 2018 году заработала система ЭПТС — электронных паспортов транспортных средств. В октябре ГИБДД официально начало тестировать электронные документы, и по официальным данным на сегодняшний день таким образом зарегистрированы уже порядка 20 автомобилей и прицепов в Москве, области и других регионах.
Изначально специалисты планировали создать чип, который бы «вшивался» в права и выдавал сотрудникам инспекции необходимую информацию об автовладельце. Но в 2018 году в МВД было принято решение об отказе от таких чипов — ввиду дороговизны производства (в 2019-2024 года планировалось выделить более 35 млн рублей из федерального бюджета) и массового привлечения автомобилистов (ведь для обновления необходимо будет всем без исключения автовладельцам явится в отделение, что доступно не каждому и не всегда своевременно).
Более подробно о переходе на электронные права рассказал Коммерсанту начальник ГИБДД России Михаил Черников: «Водительские удостоверения и свидетельства о транспортном средстве могут быть в электронном виде. Понятно, документы на бумажном носителе будут, как юридически значимые, но при движении водителю можно будет использовать их в электронном виде. Думаю, за 2019 год мы определим, в каком именно формате все это будет произведено.»
Также были совершены непосредственные действия, облегчающие идентификацию водителя без физического наличия — разработано специальное приложение, которое позволяет по фотографии личность автовладельца. «Программный продукт сделан таким образом, что мы уже можем сфотографировать водителя и видеть выгрузку информации по нему, его историю, все вопросы, которые ему предъявляются при дорожном движении», — рассказал Михаил Черников. Для этого было закуплено 21 700 планшетов — уже сейчас ведутся первые тестирования программного обеспечения.
Большинство автомобилистов соглашаются с будущими нововведениями. Так, координатор Общества синих ведерок Петр Шкуматов рассуждает, что «электронный дубликат водительского удостоверения и СТС – дополнительная гарантия… Это удобно и, в общем-то, пойдет на пользу людям». Но также у экспертов возникает вопрос о носителе цифровой информации. «Говоря о варианте оцифровки, получается, если у меня сел телефон, то я уже не гражданин и не водитель, вот это как-то странно будет звучать, смотреться, или каждый сотрудник полиции будет с собой power bank с кучей разъемов носить, чтобы подзарядить мой телефон и проверить, водитель я или нет, немножко как-то криво и странно на первый взгляд звучит. Если нам объяснят, что это будет красиво и удобно, то почему нет» — делится своим мнением координатор общественного проекта «Движение» Андрей Орел.
По последним данным, в ГИБДД рассчитывают в течение 2019 года определиться с будущим форматом электронных водительских удостоверений и удовлетворить потребности как водителей, так и своих сотрудников.
Источник: Коммерсантъ, РИА Новости